Имке Руст: Как шесть коров помогли мне осуществить проект
KORYDOR представляє конспект лекції художниці та кураторки ІМКЕ РУСТ, зустріч із якою відбулася в рамках програми “Кураторський інтенсив” у Муніципальній галереї Харкова. Текст підготувала Вікторія Бавикіна.
Вообще, я художница. В Намибии не существует специального образования в этой области и такого профессионального понятия, как куратор. Моя профессия является чем-то необычным. Поэтому я хочу рассказать вам о некоторых вещах, которые я поняла в процессе моей кураторской деятельности, а также представлю вам двусторонний проект, который осуществлялся Намибией и Германией.
Но для начала пару слов я хотела бы рассказать о себе, что бы было понятно, почему мои проекты выглядят именно так. Я родилась в Намибии, я африканка, но мои предки приехали из Германии 150 лет назад. Так как в Намибии нет возможности получить соответствующее образование в сфере искусства, я решила поехать в соседнюю ЮАР, где закончила Южноафриканский университет. Так как состояние искусства в Намибии вызывало у меня глубочайшую фрустрацию, после окончания университета я решила пойти работать в Национальную художественную галерею.
В тот момент мне казалось, что работа куратора и организатора в этой институции поможет мне изменить то, что мне не нравилось. Хотя вскоре я увидела, что очень сложно сломать старые устоявшиеся структуры – это практически невозможно. Поэтому я решила, что лучший выход – это продолжать работу как свободный куратор, в качестве которого я и осуществила ряд культурных проектов на территории Намибии. В 2006 году я стала стипендиатом Немецкой службы академических обменов и получила возможность три месяца работать в Берлине.
Это был позитивный опыт – я увидела, что в Европе к искусству относятся совершенно иначе и реагируют на него иначе. Когда я приехала домой, то привезла с собой уйму мотивирующих впечатлений. Именно тогда я и пришла к идее реализации культурного обмена между Берлином и столицей Намибии, городом Виндхук.
Территория Намибии больше на 200 тысяч км квадратных, чем территория Украины. Хотя население всего лишь 2,2 миллиона. В столице Намибии проживает 320 тысяч человек, и в этом городе есть три государственных галереи и одна частная. Если брать всю страну, то есть еще три маленьких частных галереи. Я хочу кратко рассказать о тех проблемах, с которыми сталкиваются художники в Намибии, и мне кажется, что они очень похожи на проблемы, существующие в украинском искусстве.
- В Намибии нет возможности получить достойное образование. Хороший университет можно найти только в соседней стране.
- Очень мало выставочных площадей, а также финансовой поддержки и возможности ее привлечь.
- Те, кто задействован в сфере искусства, делают всё на волонтерских основах, только потому, что искренне любят это дело.
- Не существует критиков, галеристов – то есть профессиональной структуры.
- Нет международной коммуникации, так как на государственном уровне отсутствует понимание в необходимости международного сотрудничества в области современного искусства.
- Проблема небольшого количества населения, которое не может сформировать достаточный рынок.
- Очень многие люди живут в условиях крайней бедности, поэтому думают о том, как выжить, а не о том, в какую галерею пойти.
- С пониманием искусства также большие проблемы, потому что даже такой предмет, как изобразительное искусство, не преподается в школах.
Мое первое правило, с которым я хотела бы поделиться – если ты хочешь изменить мир, то инициируй эти изменения сама!
Для меня было важным создать для художников, для людей искусства больше возможностей, дать им шанс получать больше поддержки и с помощью искусства создавать лучший мир для всех нас. Именно поэтому я решила начать работу как куратор, и мне казалось, что это верный способ изменить что-то в окружающей реальности.
Недели Германии в Намибии – мой первый проект в качестве свободного куратора. Когда я жила в Берлине, очень захотелось, чтобы другие художники также смогли посетить этот город. И благодаря моей мечте, многим годам работы, я воплотила в жизнь один из самых крупных художественных проектов, которые только видела моя страна.
Проект реализовывался в течение 5 лет, и мы успели провести 50 отдельных проектов. Среди них были не только выставки изобразительного искусства, но также и театральные постановки, музыкальные концерты, кинопоказы. Но все они без исключения базировались на идее объединения Берлина и Намибии. Что касается изобразительного искусства, то для художников было выделено 12 стипендий, которые позволяли им провести около года в Берлине.
На стадии, когда я увидела, что моя мечта может стать реальностью, я поняла, что она слишком велика для меня одной. Я обратилась в Гёте центр с просьбой стать соорганизаторами события. Они подняли меня на смех! Сказали, что я всего лишь художница, как я одна могу руководить таким большим проектом и как смею хотеть получить больше денег, чем, те, которые являются уважаемой и признанной организацией. Они выставили меня за дверь, и мы были вынуждены делать проект своим силами. Исходя из этой ситуации, я поняла, что если у вас есть мужество и свое видение цели – у вас все получится!
Когда мне было 24 года, умерла моя бабушка. Она завещала мне некую сумму денег, которую я инвестировала в покупку 10 коров. Поскольку мой отец был фермером, это было правильное и хорошее вложение. В тот момент, когда я осознала, что должна сделать это проект, я продала 6 коров и на вырученные деньги купила себе ноутбук и камеру. И так получилось, что благодаря этим коровам я была в состоянии начать подготовку к проекту. Урок – используй возможности, которые у тебя есть, даже если они не связаны со сферой искусства.
Еще один урок – найдите правильного партнера. Мне очень повезло, что я познакомилась с господином Оливером, когда была в Берлине, который также мечтал реализовать подобный проект. Оливер – депутат Берлинского бундестага, послужил хорошим дополнением, так как отвечал за политический и финансовый аспект нашего взаимодействия. Сложно переоценить роль хорошего партнера, и если рядом с вами такого не окажется, попробуйте постучаться в двери Гёте центра – иногда это имеет смысл.
Всегда очень важно подумать о том, какие связи помогут вам в реализации проекта. В нашем случае это было просто. Поскольку Намибия это бывшая немецкая колония, большая часть населения говорит по-немецки, и выглядят по-немецки. Мы связаны исторически и обе стороны заинтересованы в продолжении этой связи. Кроме того, Берлин и Виндхук – города побратимы с 2000 года. Я представляла сразу две стороны проекта, что, собственно, мы и превратили в центральную идею нашей концепции.
Мы узнали, что бургомистр Берлина прилетает с визитом в наш город. Подумали, что это очень странная ситуация, когда приезжает бургомистр, а поговорить не о чем, совместных проектов нет. И мы оказались правы – он был очень рад! Мы выслали ему концепцию нашего проекта, и через два дня он пригласил нас на встречу. Он обрадовался этому проекту, ведь теперь у него было подтверждение реального партнерства между Берлином и Виндхуком.
Так как мы помогли ему, он спросил, не нужна ли нам помощь. Мы ответили, что нам нужны деньги на реализацию проекта. Он согласился и сказал, что мы получим половину нужной нам суммы. Урок – деньги есть, просто их нужно найти.
Также как я нашла бургомистра, так находила и других участников проекта. Главное – создать комфортные условия для всех. Художникам было понятно, какова их выгода в этом проекте. Но мы должны были убедить политиков и спонсоров, что им это тоже нужно. Так как я до сферы искусства работала в туризме, я знала, как работают наши авиакомпании. Национальная авиакомпания имеет большое сообщение между Намибией и Германией, поэтому я предложила им перевозить наших художников.
Зная специфику их работы и тот факт, что самолеты всегда летают не заполненными, я понимала, что они ничего не потеряют, если помогут нам. Конечно, в случае с поиском партнеров, нашим плюсом была масштабность и продолжительность проекта, что привлекло к нам внимание общественности и спонсоров. В итоге, авиакомпания продала нам 500 мест за полцены.
Дальнейший урок – превращай вызовы в возможности. Пресса в Намибии не критична, ленива и мало пишет об искусстве. А я уже пообещала спонсорам, что будет много шумихи. В данном случае мне повезло, что пресса оказалась такой ленивой. Когда я предложила свои собственные статьи и снимки, они были очень рады тому, что ничего не нужно было делать самим. Таким образом, я полностью контролировала всю информацию. И когда я делала фотографию, например, с художником, которого провожала в резиденцию, то могла случайно сфотографироваться напротив рекламного стенда одного из наших партнеров. Проект расширялся, мы привлекали спонсоров. И чем больше спонсоров есть, тем легче привлечь их еще больше.
Несколько лет назад этот проект завершился, и теперь немецкая сторона хочет реализовать эту же модель, только с городами восточной Украины. То есть идея идет дальше, а началось все с моих коров.
Коментарі