История обо всем хорошем
В сентябре в национальный прокат выходит украино-ирано-чешский фильм «Осенние воспоминания». Режиссер ленты Али Фахр Мусави – иранец, который женат на русскоязычной украинке, а живет и работает в Чехии. Это его первая работа в кино. Актеры – почти все украинские, за исключением главной героини Имы. Снимался фильм прошлой осенью во Львовской области. История, которая рассказывается в картине, не сказать, чтобы простая.
Добровольца АТО Толика (Дмитрий Линартович) выписывают из больницы, и пока окончательно не заживет рана, отправляют в небольшое село в Прикарпатье. Там он начинает работать помощником в мастерской у скульптора Александра (Александр Игнатуша), живет же на квартире у пожилой учительницы. Александр не пригласил его к себе жить под благовидным предлогом, что в доме нет лишней свободной комнаты. Дело в том, что немолодой скульптор переживает личную драму – смерть жены Веры, комнату которой и держит закрытой, словно музей воспоминаний. В один осенний вечер односельчане находят в лесу девушку без сознания. У нее восточная внешность, она не говорит и, кажется, не видит. Скрепя сердце, Александр забирает ее к себе, в комнату Веры. Мало-помалу сердце скульптора оттаивает, и он влюбляется в слепую Иму (Назанин Ахмади), беженку из Ирака. Толик тоже неравнодушен к девушке. Но кого выберет Има?
У фильма «Осенние воспоминания» сюжет, который достоин того, чтобы вписать его в национальный кинематограф какой угодно страны. Война. Сразу две! В Украине и Ираке. Герой АТО. Беженка. Мусульманка. Слепая! И как эхо фильму для большого экрана вторят мелодраматические сериальные детали: семейная тайна, супружеская измена, внебрачный сын. Из такого набора конструктов мог бы получиться хит, на что и рассчитывают создатели картины. Однако иранскому дебютанту Али Фахру Мусави, к сожалению, не хватает мастерства, чтобы это все сложилось в нечто непринужденное и естественное.
Но вначале нужно отметить и плюсы. Фильм снимался в Трускавецкой деревне Доброгостов. Натура тут – пиши пейзажи. Сумрачное осеннее небо, туманные горы, одинокое дерево на окраине. Оператор (Дмитрий Вишняк), человек, не лишенный поэтического мышления, иногда выдает кадры, достойные Нури Бильге Джейлана или Тео Ангелопулоса. Да и сам материал, сельская драма с элементами экзистенциализма – почему бы не сделать более длинный план? Почему бы не заставить героев помолчать? Почему бы вместо ура-патриотического диалога с ребенком о войне не задать вопрос, который потерялся бы где-нибудь в усталой мимике героя АТО. Однако Дмитрий Линартович (наверное, с позволения режиссера) бодро и смело бросается грудью на амбразуру заветов Станиславского и рычит в камеру: «На фррронт!» К сожалению, получается все наоборот. Его игра на столько же «не верю», на сколько невероятна вся эта история о затерявшихся в трускавецких лесах жертвах войны. Было бы хорошо, если бы у всех актеров вообще был бы минимум текста, как мы привыкли видеть в фестивальном медленном кино, начиная с Лисандро Алонсо и заканчивая Апичатпонгом Вирасетакулом. Ведь что такое последний фильм Вирасетакула «Кладбище великолепия»? Это тоже лента о войне и воспоминаниях, о всех тех призраках, которые так мастерски удалось вскрыть, показывая сонный тайский госпиталь. Видел ли Али Фахр Мусави эти интернациональные шедевры? Что он скажет о поэзии крупных планов своего легендарного земляка Аббаса Киаростами?
Чтобы выпускать достойный международный продукт, надо, кажется, вначале, переболеть фестивальной лихорадкой. Так было с румынской новой волной. Например, кинорежиссер Раду Жуде никогда не стремится сделать стопроцентно зрительское кино (и в этом отношении находится в согласии со своим продюсером), но уверенно штурмует мировые фестивали. В 2015 году он стал серебряным призером Берлинале со своим цыганским черно-белым истерном «Браво!», и этот фильм нельзя назвать компромиссным. В этом году Жуде представил свой новый фильм в Локарно, и у него неплохая критика. Постучись вначале в сердце критика, а потом иди к зрителю. Сейчас молодые украинские кинематографисты, выросшие из бывших синефилов, так и делают. В начале сентября в «86прокат» вышел альманах экспериментальных короткометражных фильмов, и это картины, за которые, по крайней мере, не стыдно.
А что же «Осенние воспоминания»? Это попытка сделать большое кино с небольшими синефильскими амбициями за плечами. Не надо быть проще, сделайте так, чтобы в вашу историю можно было поверить. Не пытайтесь понравиться народу, народ все равно пойдет на «Джейсона Борна».
«Осенние воспоминания» – это состояние нынешнего профессионального украинского кинематографа, который пытается быть для всех сразу, но при этом четко не видит того своего единственного зрителя, который в конце скажет режиссеру: «Спасибо. Это кино про меня». Поэтому сходите на «Осенние воспоминания», напишите о своем опыте в социальных сетях, не молчите, помогите украинскому кинематографу стать лучше.
Коментарі