Патриотический ад

Кадр з фільму Сергія Лозниці "День Перемоги"

На Берлинском кинофестивале показали новый фильм Сергея Лозницы «День Победы». Режиссер снял полуторачасовую картину о праздновании девятого мая в берлинском Трептов-парке.

Фильм начинается сценой марша молодых безусых солдат под песню «Бери шинель, пошли домой». Не в ногу, сбиваясь, они шагают туда-сюда по асфальтированным дорожкам Трептов-парка. Дальше две собачки везут тележку с российскими флагами. Сергей Лозница долго фокусирует внимание на симпатичных четвероногих, поставленных на службу отечества.

Следует, наверное, пояснить, что место действия фильма режиссер выбрал не случайно. Трептов-парк – знаменитый берлинский парк, расположенный в восточной части города на берегу Шпрее. 8 мая 1949 года в Трептове был торжественно открыт самый крупный советский воинский мемориал за пределами Советского Союза. В центральной части парка на большом лугу находится фигура советского солдата, рассекающего мечом свастику, и со спасенным ребенком на руке, авторы – архитектор Яков Белопольский и скульптор Евгений Вучетич. Это не абстрактный монумент, это памятник сержанту Николаю Масалову, реально спасшему немецкую девочку. Сергей Лозница не раз будет длительно фиксировать на камеру детали скульптурной группы, как бы намекая, что настоящее героическое прошлое осталось в камне; то же, что происходит сейчас – трагикомический спектакль с участием всех, кто ментально еще живет во времена СССР.

Суровые мужчины с георгиевскими ленточками несут флаги ДНР. Байкеры в кожаных куртках с надписью «Ночные волки» рассказывают о том, что здесь похоронены их предки. Блондинка в русском платке старательно выплясывает под какую-то военную песню, к ней присоединяется чеченец в спортивном костюме, лихо крича «Асса!». Женщина не смущается, а продолжает танцевать, громко повторяя: «Ну а что? Все воевали».

С одной стороны, это похоже на танец брачующихся, с другой – на патриотическое безумие, которому подвержены многие жители провинциальных российских городов, особенно девятого мая. Здесь есть и организаторы – люди с длинными списками погибших, гражданство которых обозначается, например, следующим образом: «Украинская ССР, Сталинская область». Есть и «украинский павильон»: группа женщин в национальных костюмах поют «Підманула, підвела». Среди них выделяется чернобровая брюнетка в украинском венке, которая делает селфи с прохожим. Звучит чей-то голос: «Россия, Украина и Германия навеки вместе!». Рядом шатается с бутылкой пива наперевес молодой мужчина. В сторонке под деревом капризно плачет мальчик лет семи: он не хочет надевать военную форму, которую терпеливо натягивает на него мать. На другого ребенка, постарше, надевают военный ремень с бляхой со звездой; он весело пританцовывает хип-хоп.

Кажется, все это зрелище не нуждается в критическом комментарии, а только в детальном описании. Этим и занимается Лозница, неутомимо снимая репортаж о праздновании победителей на земле побежденных. На физиологическом уровне этот фильм действует так, словно вы вместе с посетителями Трептов-парка непрерывно пьете водку, не закусывая, и от интенсивности этого патриотического ада у вас даже поднимается температура. Ближе к финалу один из прохожих вступает в диалог на немецком языке с празднующими, пытаясь доказать, что не все немцы – фашисты.

«День Победы» – последняя часть документальной тетралогии Лозницы, в которую входят «Майдан», «Событие» и «Аустерлиц». Но ближе всего по смыслу новый фильм к предыдущему, о том, как рядовые европейцы гуляют по косточкам жертв концлагерей. Тут тоже праздничный карнавал происходит на месте захоронения семи тысяч советских солдат. Нельзя сказать, что Лозница пытается сохранить объективность – сам выбор документального  материала говорит о морализаторстве со стороны режиссера (ну а что он ожидал увидеть в День Победы?), вдобавок сцены празднования перемежаются молчаливыми укоризненными кадрами гранитных фигур (к слову, для строительства советского мемориала использовали гранит из рейхсканцелярии Гитлера). Однако, наверное, современный кинематограф нуждается хотя бы в одном таком мессии, готовом подержать зеркало перед лицом нации. 

Коментарі