Разбивая стену между художником и музеем: как создавался конкурс OFAM WALL

3 сентября в экспозиции Одесского художественного музея состоялась презентация работы «Руки вечности» Романа Минина. Это монументальное панно из восьми частей победило в конкурсе OFAM WALL — первом всеукраинском музейном конкурсе на создание site-specific работы для музейной экспозиции.

Художников со всей Украины приглашали создать работу, которая займет пространство над лестницей на второй этаж и станет своеобразным порталом в новую экспозицию современного искусства «XX—XXI: від двадцятих до двадцятих». Призовой фонд составил 180 тысяч гривен и был собран членами меценатского сообщества «Клуб Маразли».

Мы пообщались с одним из организаторов конкурса, главой научно-выставочного отдела Кириллом Липатовым о том, как и для чего провели этот конкурс.

Как возникла идея конкурса

В прошлом году в музее произошло открытие: в архиве обнаружили ящик со стеклянными негативами 1920-1930-х годов. Позже, изучая эти негативы, мы обратили внимание, что раньше на стене над лестницей висели картины — крупные станковые полотна, историческая живопись. Между тем, это одна из наименее доступных точек в экспозиции — туда невозможно поставить ни лестницу, ни леса.

Параллельно шла работа над новой экспозицией второго этажа. Естественным образом возникла идея снова разместить над лестницей работу. Но какую? Ничего подходящего по формату и концепции в музейной коллекции не было.

Дальше происходило то, что обычно происходит в музеях, и за что их ругают — мы начали обсуждать, кого из художников можно попросить, чтобы написал для нас работу или подарил уже готовую. Перебрали несколько предсказуемых имен, а потом задумались: а что, если провести конкурс?

Оказалось, подобных конкурсов в украинской музейной практике еще не было. Тем лучше — хороший повод в очередной раз расширить рамку образа и деятельности государственного музея.

 

Что было дальше

Следующие две недели заняла разработка положения о конкурсе и коммуникация с членами жюри — ими стали, помимо Александра Ройтбурда и Кирилла Липатова, искусствоведы Ольга Балашова и Александр Соловьев, а также коллекционер Александр Верник.

Деньги на гонорар победителю собрали силами меценатов-участников организации «Клуб Маразли». Изначально планировали, что призовой фонд составит 100 тысяч гривен. Однако патроны Одесского художественного оценили идею конкурса и буквально за вечер увеличили сумму почти в два раза. 3 марта музей объявил open call.

Первые недели были самыми сложными. Многие художники, чьи работы мы хотели видеть на конкурсе, не хотели подаваться, мол, «все равно победит «свой», одессит, зачем я буду тратить время». К сожалению, стереотип о музее как о властной, закрытой институции, глубоко укоренился.

Для нас было очень важно, чтобы о конкурсе узнали художники, в силу объективных и субъективных обстоятельств далекие от нашего музея. Мы затеяли это все не для того, чтобы приобрести новую работу за 180 тысяч — а для того, чтобы начать диалог с художественной средой — молодой, вне Одессы, — до которой музей не может достучаться — а раньше не особо и хотел. И это оказалось самой сложной задачей.

 

Кто и почему победил

Всего на конкурс пришли 132 заявки. Сначала каждый член жюри выбрал по десятке работ для шорт-листа, затем отобранные работы оценили по пяти параметрам: оригинальность идеи, простота исполнения, художественный уровень, соответствие заданию конкурса и степень привязки к экспозиционной среде.

В первую пятерку в итоге вошли работы Анны Мироновой, Катерины Либкинд, Степана Рябченко и Сергея Петлюка, а победителем стал Роман Минин. Их проекты ушли вперед с большим отрывом: члены жюри, несмотря на разные вкусы и бэкграунд, проголосовали более-менее единогласно.

Все эти работы, безусловно, должны присутствовать в музейной экспозиции. Надеемся, это станет возможным, когда музей получит дополнительные выставочные площади, где мы сможем представлять современные медиа. Однако пока приходится учитывать некоторую консервативность существующего здания — дворца Потоцких. Работа-победитель выполнена в более традиционной технике и лучше других вписывается в контекст.

Вообще Минин — один из немногих украинских художников, умеющих работать с монументальным масштабом в разных средах и материалах. Он также отлично переработал казенный язык советской и постсоветской производственной агитации. Через наслоения декоративности и наивного искусства он создает мир исчезнувшего шахтерского Донбасса со своей мифологией и этосом. Его интересно фиксировать и исследовать.

Кроме того, для организаторов конкурса было важно, чтобы в конкурсе победил не «свой» — не одессит, не представитель номенклатурной рыночной среды. Номадизм Минина, которого нельзя в полной мере назвать «своим» ни в Киеве, ни в Харькове, и которого уж точно нельзя заподозрить в излишне тесных связях с музеем, как нельзя лучше вписался в эту канву.

О чем работа

«Руки вечности» — монументальное панно из 8 частей, выполненное акрилом на холсте. Работа была создана в 2019 году по эскизам, выполненным в середине 2000-х. Она продолжает многолетнюю работу Минина с шахтерской тематикой.

Автор характеризует ее как попытку переосмысления монументально-декоративного искусства как инструмента советской пропаганды; превращение его в средство поиска современных украинских архетипов и символов. В работе Минин использовал собственный леттеринг, чтобы записать четверостишие:

В ожидании урожая

Руки вечности годами

Удобряют землю нами,

Семенами с Именами

 

Что теперь

3 сентября «Руки вечности» презентовали в экспозиции Одесского художественного. Автор присоединился к презентации онлайн — сейчас он занят на проекте в Нормандии.

К сожалению, конкурс OFAM WALL оказался последним проектом, который директор Одесского художественного музея Александр Ройтбурд успел воплотить при жизни — 8 августа его не стало.

Команда музея продолжит работу в заданном направлении: до конца года Одесский художественный должен получить статус национального; на весь следующий год запланированы выставки современных украинских художников, а коллекция музея продолжит пополняться работами периода Независимости.

После успешного проведения OFAM WALL в музее планируют повторить конкурс в 2022 году. Следующей точкой трансформации станет музейный грот — последний в Одессе сохранившийся и открытый для посещений грот XIX века.

Одесскому художественному можно помочь в воплощении смелых планов. Имеющиеся меценатские программы и реквизиты доступны на сайте музея.

 Фото Івана Страхова

Коментарі