Эволюция ценностей
Научно установленный факт: чем выше уровень эволюционного развития, тем быстрее его темпы. Согласно модели Карла Сагана, если считать, что Вселенная существует один год, то сознание существует всего полтора часа. И за эти полтора часа человечество успело пройти путь от первобытной до виртуальной реальности.
Если от возникновения человека до создания письменности прошло 3 млн. лет, от письма к печати – 5 тыс. лет, от печатания к звукозаписи и телевидению – 500 лет, то для перехода к современным компьютерам – всего 40 лет. За двадцатый век создано намного больше открытий, чем за всю предшествующую историю человечества. И как следствие научно-технического прогресса, ускоряются процессы общественного развития. Но тесная взаимосвязанность в рамках современного мира такова, что ни одна страна не может не испытывать факторов общечеловеческого значения. А к ним в первую очередь относятся экологические проблемы, демографическая ситуация и возможность ядерной войны, которые можно определить как одну проблему – сохранение человеческого рода.
Проблема выживания – это общая проблема для всех.
И не только потому, что антропогенное воздействие на природу увеличивается с каждым днем. И не потому, что как любой биологический вид, мы скоро достигнем предела роста. А, наверное, проблема номер один в том, что, как и любой вид, являющийся монополистом в своей экологической нише – нашей планете – человечество не может избежать деградации. Но природа дала человеку шанс, наделив его разумом и душой. Если с разумом мы значительно преуспели, то с душой возникают проблемы. Как было метко замечено ученым Никитой Моисеевым, по большому счету, на протяжении всей своей истории человечество оставалось на уровне охотников за мамонтами. Так что судьба мира в значительной степени зависит от вопросов духовного развития человечества.
Обращение к теме человека в рамках глобалистики произошло еще в 1979 году в Римском клубе. В седьмом докладе «Нет пределов обучаемости» было обращено внимание на то, что именно система образования во многом формирует человеческие качества, в ней закладывается тот ресурс, который человек потом реализует в своей жизни. Иными словами, именно образование определяет, как человек будет находить свое место в мире, на какие ценности ориентироваться. От образования зависит либо формирование перспективного взгляда на мировое развитие, либо ориентация на сиюминутность.
Поворот к человеку, к духовным основам бытия, пришедшим в глобалистике – не случаен, этим было определено новое антропо-философское понимание глобальной проблематики. Глобальные проблемы – не результат социального устройства, особенностей экономики и техники. Человек – в первую очередь причина мировых проблем.
Аналогичный поворот к человеку произошел в понимании места человека в научной картине мира. Вместо классических представлений о мертвой пассивной природе и человеке, изолированном от нее, возникло представление о самоорганизующимся мире.
С современной научной точки зрения видение мира, который находится вокруг нас, и того, который находится внутри каждого, конвергирует, существует идея конвергенции мира человека и мира, окружающего человека. Синергетика – это новое мировоззрение, которое ликвидирует пропасть между этими двумя мирами, поскольку устанавливает общие механизмы самоорганизации, присущие и тому, и другому.
Жизнь на Земле является результатом самоорганизации материи. Существование жизни заложено уже в существовании самой природы. Но возникновение жизни на нашей планете – это действительно невероятная совокупность случайностей. И только у нас в радиусе двадцать тысяч световых лет есть возможность жить, любить, познавать. И, как это не печально, мы просто не осознаем этого.
Собственно, предвестником теории глобальных проблем стала концепция Вернадского о единстве человека и биосферы. Он один из первых поднял вопрос о том, что человек, ставший основной геохимической силой Земли, должен осознавать свою ответственность за деяния. Эта проблема получила свое продолжение в концепции самоорганизации, в основе которой лежит модель «Человек-Вселенная». Человек, по удачному выражению Джулиана Хаксли, открывает, что он не что иное, как эволюция, осознавшая саму себя.
С возникновением человека биологическая эволюция переходит в социальную. Cоциогуманистические модели объявляют об окончании биологической эволюции человека в эпоху неолита, когда завершилось формирование телесности, а дальнейшее развитие – заранее предназначенная цель – развитие культуры. Но сугубо культурная эволюция человека как интеллектуального вида практически невероятна. Это означает, что человеческий мозг превратился бы в вычислительное устройство с весьма ограниченной способностью к адаптации.
С точки зрения современной эпистемологии, сознание – это эмерджментное свойство когнитивной системы, проявляющееся прежде всего в способности самосознания (т.е. в осознании собственного Я и своего отличия от других представителей вида, в узнавании себя, распознавании образа Я, в наличии «Я-образов»), которая участвует в процессах извлечения и переработки информации (знаний) о событиях внешней среды, внутренних состояниях, эмоциях и т.п., обеспечивая управление высшими когнитивными функциями и действиями на уровне планов, целей и намерений. Так что при рассмотрении феномена сознания необходимо в первую очередь рассматривать его информационную природу.
Иными словами, сознание – это не столько «отражение действительности», а скорее инструмент «отражения», инструмент познания и жизнедеятельности – наряду с восприятием, мышлением и т.д. – который обеспечил выживание вида гомо сапиенс. Термин «отражение действительности» в большей степени применим к знанию, к когнитивной информации, которая осознается, сознательно извлекается удерживается и сохраняется при помощи сознания.
Поэтому эволюция идет рука об руку с эволюцией мышления, с эволюцией когнитивной системы, с эволюцией человеческого общества. Таким образом, не «бытие определяет сознание» человека – содержание его сознания формирует и определяет информация, генетическая и когнитивная, в том числе и культурная, интеллектуальная, эстетическая. «Субъективность» человека – это результат интеграции приобретенной культурной информации и информации генетической, результат их совместной коэволюции.
Эволюция человеческого самосознания и сознания взаимодействовала и взаимодействует (в силу наличия прямых и обратных связей) с эволюцией мышления, с биологической, когнитивной и культурной эволюцией человека.
История человечества – это в значительной степени история самопознания.
И, как сказал Терьяр де Шарден, «когда в живом существе инстинкт увидел себя в собственном зеркале, весь мир поднялся на новую ступеньку».
Можно с определенной уверенностью утверждать, что синергетическое мировоззрение – это переход человечества на новую ступень самопознания, а следовательно – и переориентации ценностей.
С точки зрения синергетики в мире, находящемся на грани порядка и хаоса, в процессе самоусложнения материи возникает человек, которому дана возможность понять, познать этот мир и осознать свое место в нем и ответственность за него. Но пока все происходит с точностью наоборот. Пока что беспредельное потребительство в большом и в малом является смыслом человеческого бытия. И возникает вопрос: возможна ли мораль, понятная и приемлемая для всех. И каковы пути формирования этой морали? Возможно ли вообще остановить эту машину, ведущую всех в никуда, к гибели. Один из возможных путей – это формирование нового миропонимания, определяемого современной научной картиной мира, и в которой «имплицитно заложена этическая конструкция» (Илья Пригожин).
Формирование синергетического мировоззрения особенно важно сейчас, поскольку мир подходит к черте, когда объем научно-технического действия оказывается сопоставим с объемом действия природы, когда мы являемся свидетелями стремительного прогресса второй искусственной реальности, вытесняющей реальность естественно-первичную, когда проблемы войны и мира, вопросы выживания становятся основными. И как следствие, натурализм классической науки должен уступить место новому мировоззрению, где отправной точкой является перспективность будущего, когда на передний план выдвигаются ценностно-целевые качества.
С точки зрения концепции самоорганизации социальные системы необходимо рассматривать не в понятиях равновесия или как «механизмы», а как креативный мир с неполной информацией, в котором будущее может быть представлено в любых вариантах. И именно социальная проблема ценностей характеризует нелинейность развития. «Ценности – это коды, которые мы используем, чтобы удержать социальную систему на некоторой линии развития, которая выбрана историей… Систему ценностей всегда противопоставляют дестабилизирующим эффектам флуктуации, которые порождаются самой социальной системой. Это и придает процессу в целом черты необратимости и непредсказуемости» (Илья Пригожин).
Иными словами, новый научный взгляд на мир должен привести к активной позиции: к установке лучше понять эту систему ценностей. Не будет преувеличением сказать, что наша современная планетарная система находится в очередной точке выбора дальнейшего пути развития. И главное отличие между биологической и социальной эволюцией заключается в том, что общества могут вести себя целенаправленно. Мы можем в определенных рамках выбирать наш путь эволюции. И эти рамки создаются в первую очередь знанием. Как уже отмечалось выше, именно система образования помогает человеку определить свое место в мире, на какие ценности ему ориентироваться, и от образования в первую очередь зависит перспективный взгляд на ход мирового развития. Поэтому формирование синергетического мировоззрения является одной из основных задач высшей школы и образования в целом.
В истории человечества было немало примеров гуманистических концепций, но синергетическое мировоззрение – это первое научное мировоззрение, которое выдвигает гуманность, любовь, сострадание и ответственность за свои поступки (все то, о чем говорили и говорят все религии и философия на протяжении тысячелетий) как необходимое условие существования нашей цивилизации и, если хотите, Вселенной.
Можно утверждать, что формирование синергетического мировоззрения – это переход человечества на новый уровень самоорганизации, который по законам синергетики начинается на микроуровне. И, не совершив попытку изменить человека на уровне его сознания, достаточно проблематично говорить о дальнейшей самоорганизации общества в целом. Малые причины могут породить большие следствия. И это тоже синергетика. И поэтому одна из важных задач, стоящих перед человечеством и перед образованием в первую очередь – формирование нового научного мировидения.
Мы должны понимать, что быстрые изменения нас не ждут, а ждет процесс долгой и упорной работы, эволюционных изменений, реформирования общества. А любая подлинная эволюция это есть коэволюция, коэволюция человека и общества. И это будет тема наших следующих рассуждений.
Коментарі