Спасибо, сердце
В украинском прокате – «Холодная война» Павла Павликовского. Почему надо обязательно смотреть этот фильм, номинированный от Польши на «Оскар»?
1949 год, Виктор (Томаш Кот) со своей подругой колесит по глухим польским провинциям в поисках певческих талантов из народов. Он – дирижер и композитор, который должен сформировать ансамбль песни и пляски. На одну из проб приходит эффектная блондинка Зула (Джоэнна Кулиг), которая поет не так уж и чисто, но прекрасно держится. Поет она, к тому же, на русском песню «Сердце, тебе не хочется покоя». С тех самых пор Виктор забывает о покое, а также о своей бывшей любовнице. Ее место прочно, до конца жизни, занимает Зула. Репертуар ансамбля меняется, Зуле и ее коллегам приходится все больше петь песни, прославляющие Сталина и победы в аграрном секторе, поэтому в первой же поездке на Запад, в Берлин, Виктор решает бежать (Берлинской стены еще нет). Зула не решается на побег вместе с ним, так как не уверена в чувствах Виктора. С тех пор им приходится встречаться то в угрюмом Париже, то в солнечном Белграде. Когда же по зову сердца Виктор возвращается в родную Польшу, там его ждет лагерь.
Автор «оскароносной» «Иды» (в 2015 году обошедшей российский «Левиафан») работает с уже привычной для него фактурой: ретро, черно-белый монохром, трагическая история двух влюбленных на фоне трагической истории государства. Однако Павел Павликовский, эмигрировавший с родителями в Великобританию в возрасте 14 лет, не скрывает, что новый фильм – более личная история. Создавая «Холодную войну», он опирался на хорошо знакомые ему отношения родителей, которые всю жизнь то сходились, то расходились, жили порознь в эмиграции, и снова женились. По его воспоминаниям, они часто ссорились, как из-за любовных похождений отца, так и просто из-за политики. Вот и Виктор, и Зула несут свое чувство через всю жизнь, не могут жить друг без друга, но и вместе им душно и мучительно.
Ровный по настроению фильм, смонтированный как бы с нарочитыми акцентами (некоторые кадры Павликовский дает как бы в проброс, а некоторые даже и повторяет) разбавляет прекрасная игра актеров. Виктор – сдержанный, лицо польской потерянной интеллигенции 50-х, страсти в нем кипят глубоко внутри. И Зула – скуластая, похожая на Монику Витти, роковая женщина, которая постоянно провоцирует на конфликт. По словам режиссера, Томаш Кот и Джоэнна Кулиг задолго до начала съемок начали притираться друг к другу, чтобы на экране можно было поверить в их сложную химию. Нужно отметить, что с игрой Кулиг Павликовский уже был знаком не понаслышке. Актриса исполняла в «Иде» роль певицы, и у нее действительно великолепный голос. Отдельного упоминания заслуживает музыка, звучащая в фильме. В «Холодной войне» можно услышать много лирических мелодий, где народные мотивы переплетаются с джазовыми аранжировками Марцина Масецкого. А народная песня «Два сердечка» в исполнении Кулиг становится символом порабощения и изгнания из собственной культуры. Песня же «Сердце, тебе не хочется покоя» выливается в невиданный до этого в кинематографе, совершенно гениальный финал.
Картина Павликовского напрашивается на сравнение с мастерски выстроенной сценой, с которой начинается «Нетерпение чувств» Николаса Роуга, в которой молодая девушка и повидавший виды мужчина прощались на мосту, разделяющем коммунистическую Чехословакию и капиталистическую Австрию. Зрители Роуга ничего не знали об этих героях — им приходилось за пару минут додумать все то, что случилось с персонажами до этого, представить себе события, в результате которых эта пара оказалась на пограничной заставе. Так и Павликовский, прерывает кадры, уводит в зыбкую темноту события, не важные для этой истории любви, предлагая нам угадать, что произошло в момент, когда герои были порознь.
«Холодная война» – это трагическая история любви на фоне железного занавеса, которая имела бы, возможно, более счастливый конец, если бы мы жили в немного другом мире. Однако героям постоянно приходится идти на компромиссы со спецслужбами, выбирать не сердцем, а разумом. Что же в этом жестоком мире остается хрупкому сердцу? Только стоически жертвовать спокойствием счастья, идти вслед за своей страстью.
Коментарі