20 фильмов Сандэнса-2020, которые стоит посмотреть
В этом году в престижном американском смотре впервые участвует украинский фильм. Это «Земля голубая, будто апельсин» Ирины Цилык. Какие еще картины стоит взять себе на заметку с кинофестиваля этого года?
Кинофестиваль Сандэнс — национальный американский кинофестиваль независимого кино, который проводится в Парк-Сити, штат Юта, в конце января каждого года. Организатором кинофестиваля является Институт «Сандэнс», который был основан в 1981 году актером Робертом Редфордом и группой его друзей и единомышленников, для создания условий становления независимого американского кино. Кинофестиваль назван в честь сыгранного Редфордом персонажа фильма «Бутч Кэссиди и Санденс Кид».
«Никогда Редко Иногда Всегда» (Never Rarely Sometimes Always), Элиза Хиттмен
Девушка с редким именем Отем работает кассиркой в сельском супермаркете в Пенсильвании. Когда она обнаруживает, что беременна, то решает сделать аборт. Вместе с двоюродной сестрой, они пакуют чемоданы, и отправляются на автобусе в Нью-Йорк. У них есть только адрес клиники, в которой они планируют сделать операцию. Предыдущий фильм Элизы Хиттмен «Пляжные крысы» также дебютировал на Сандэнсе в 2017 году. Хиттмен по праву считается популярным инди-режиссером в США, на этот раз она сняла картину на 16 мм пленку, создав минималистскую суровую атмосферу тех обстоятельств, через которые проходит героиня.
«Палм Спрингс» (Palm Springs), Макс Барбаков
Сара застряла в Палм Спрингс на свадьбе своей младшей сестры. Она не хочет быть подружкой невесты, да и вообще в своей семье — так называемая «паршивая овца». Когда ей предстоит сказать тост, Сару выручает находчивый и остроумный Найлз, и дальше свадьба кажется уже не такой скучной, превращаясь в серию хаотических выходок этой новоиспеченной парочки. Режиссер Макс Барбаков родился в Калифорнии и учился у самого Вернера Херцога. Кроме этого веселого и искреннего фильма, на его счету еще два, один из которых — автобиографическая документалка «Мама, я ублюдок!»
«Ширли» (Shirley), Джозефин Декер
Молодая пара Фред и Роуз приезжают в Вермонт, чтобы заняться преподаванием. Они останавливаются у интеллигентных супругов-литераторов: муж — профессор, а жена — не кто иная, как писательница Ширли Джексон, автор «Призрака дома на холме». События происходят в середине 60-х, ровно за год до смерти Ширли. Не смотря на то, что Роуз беременна, Ширли пускает все свое безумное влияние в ход. Ширли сыграла Элизабет Мосс, известная своими ролями неуравновешенных истеричек («Королева земли», «Ее запах»). Нужно сказать, что Ширли Джексон — значительная фигура в американском хорроре, под ее влиянием, например, в свое время находился Стивен Кинг. А Джозефин Декер («Мадэлин, Мадэлин») — перспективный режиссер, которая микширует свою деятельность между телевидением, преподаванием, режиссурой и актерской игрой.
«Будь водой» (Be Water), Бао Нгуен
В 1971 году, до того, как стать суперзвездой мирового масштаба, Брюс Ли вернулся из США в Гонконг, чтобы стать ведущим актером, что не получалось у него в Голливуде. За два года до своей смерти он закончил четыре фильма, которые изменили историю кинематографа и сделали имя актера нарицательным. В редких архивных записях, воспоминаниях о семье и друзьях и его собственных интервью история этого времени и предшествующий опыт Ли подаются с такой непосредственностью, которую редко встретишь в биографических документальных фильмах. Выросший и живущий между Западом и Востоком, Ли опередил свое время в размышлениях о транснациональной аудитории. Он испытал на себе расистскую реакцию американской киноиндустрии, и понял, что ему придется рассказывать свои собственные истории. Режиссер Бао Нгуен изящно переплетает личную борьбу Ли с его обыденной жизнью.
«Добро пожаловать в Чечню» (Welcome to Chechnya), Дэвид Франс
Номинант на премию «Оскар» за фильм «Как выжить во время чумы» («Сандэнс-2012), Дэвид Франс является журналистом-расследователем «Нью-Йорк Таймс» и других изданий. На этот раз он взялся за темное и опасное дело о том, как преследуется ЛГБТ-меньшинство в Чечне. Его история следует за группой активистов, которые с риском для собственной жизни пытаются что-то изменить в кровавой политике Рамзана Кадырова. Нужно сказать, что Франс — идеальный режиссер для такого фильма, он настоящий воин, в руках которого – камера.
A still from The Earth Is Blue as an Orange by Iryna Tsilyk, an official selection of the World Cinema Documentary Competition at the 2020 Sundance Film Festival. Courtesy of Sundance Institute.
«Земля голубая, будто апельсин» (The Earth Is Blue as an Orange), Ирина Цилык
«Земля вся синяя, как апельсин» — это строчка из стихов Поля Элюара. Документальный фильм украинской режиссерки Ирины Цилык рассказывает о семье, которая живет в «красной зоне» Донбасса, где военные действия продолжаются уже шестой год. Преодолевая ежедневные травмы существования в прифронтовой зоне, Анна и ее четверо детей снимают вместе любительский фильм о своей жизни в довольно сюрреалистических обстоятельствах. Это полнометражный дебют Цилык, а также украинский дебют в программе кинофестиваля Сандэнс. После фестиваля фильм также будет участвовать в MoMA Doc Fortnight (февраль 2020, Нью-Йорк), где также будет первой украинской картиной, представленной на известном фестивале новаторского документального кино в Музее современного искусства Нью-Йорке.
«Даунхилл» (Downhill), Нет Фэксон, Джим Раш
Билли (Джулия Луи-Дрейфус), Пит (Уилл Феррелл) и их сыновья находятся на террасе во время идиллического семейного лыжного отдыха в Альпах, когда внезапно обрушивается лавина. Хотя все они невредимы, действия Пита во время лавины раскрывают его как подлого труса, от чего вся семья находится в состоянии шока. Вся оставшаяся часть поездки оказывается отравлена семейными разборками и недоверием. Фильм Нета Фэксона и Джима Раша — римейк «Форс-мажора» (2014) Рубена Остлунда («Квадрат»). Режиссеры эксплуатируют человеческую слабость и создают собственную драму отношений. Этот фильм — редкая история природной катастрофы, которая привела к семейному конфликту.
«Падение» (Falling), Вигго Мортенсен
Джон (Вигго Мортенсен) живет со своим партнером Эриком и их дочерью Моникой в Калифорнии. У Джона есть престарелый отец Уиллис (Ланс Хенриксен), обитающий на ферме вдали от цивилизации. Когда Джон решает забрать Уиллиса к себе по состоянию здоровья, привычно нарушается гармония их совместной с Эриком жизни. Актер Вигго Мортенсен, чья последняя работа в «Зеленой книге» всех потрясла и порадовала, на шестом десятке взялся за режиссуру.
«Kajillionaire», Миранда Джулай
Тереза ??и Роберт провели 26 лет, обучая свою единственную дочь Олд Долио (Эван Рэйчел Вуд) мошенничеству и краже при любой возможности. Во время отчаянного, спешно задуманного ограбления они очаровывают незнакомку Мелани, которая присоединяется к ним, полностью разрушая семейную идиллию. Олд Долио внезапно оказывается перед выбором – единственной семьей, которую она когда-либо знала, и перспективой полной свободы с Мелани, в которую она влюбилась. Писательница, сценаристка и режиссерка Миранда Джулай («Будущее») возвращается на Сандэнс с нелепой комедией, обладающей лирическим шармом.
«Четыре хороших дня» (Four Good Days), Родриго Гарсиа
Молли (Мила Кунис) неожиданно навещает свою мать Деб (Гленн Клоуз), и та далеко не в восторге. Поначалу может показаться, что Деб жестока по отношению к дочери, так как даже отказывается впустить ее в дом. Но правда в том, что Молли — наркоманка с десятилетним стажем неудачных программ детоксикации, которая неоднократно клялась, что хочет исправиться, но потом всех обманывала. Постепенно Деб видит в этой сломленной молодой женщине того самого ребенка, которого она знала раньше. Режисер Родриго Гарсия — мастер эмпатии, который проведет зрителей через настоящие эмоциональные американские горки.
«Гнездо» (The Nest), Шон Дуркин
Рори (Джуд Лоу) — амбициозный предприниматель и бывший товарный брокер, убеждает свою американскую жену Эллисон (Кэрри Кун) и их детей покинуть комфортный пригород Америки и вернуться в родную Англию. Дело происходит в 1980-е годы. Рори возвращается в свою бывшую фирму и арендует многовековую загородную усадьбу с площадками для лошадей и планирует построить конюшню. Но в семье растет напряжение из-за неприемлемого образа жизни и увеличивающейся изоляции. Дуркин рисует портрет нераскаявшегося капиталиста Рори, для которого богатство и статус являются высшей мерой самооценки. Режиссер вполне удачного «Марта Мэрси Мэй Марлен», показанного на Сандэнсе в 2011 году, на этот раз размышляет о моральной и духовной пустоте общества потребления.
«Вэнди» (Wendy), Бен Зейтлин
Венди и ее братья родились в семье рабочих. Они проводят долгие ночи, слушая грохот поездов под окнами своей спальни. Внезапно появляется мальчик по имени Питер, который уводит их на остров Петра. Там они открывают дикий новый мир, без взрослых. Вначале они наслаждаются детством и свободой, но потом начинают скучать по прежней жизни. Когда же им грозит навеки остаться детьми, Венди обязуется спасти себя, братьев и других детей с острова, используя самый сильный инструмент: любовь к семье. Эта адаптация «Питера Пэна» Дж. М. Барри — переосмысление классической сказки в новой форме. Бен Зейтлин возвращается к режиссуре впервые после своего фильма «Звери Дикого Юга», победившего на Сандэнсе в 2012 году.
«Тесла» (Tesla), Майкл Алмерейда
Никола Тесла (Итан Хоук) пытается довести свою революционную электрическую систему до совершенства. Но он все больше недоволен жадностью соратника-изобретателя Томаса Эдисона (Кайл МакЛахлан). Тесла прокладывает свой собственный действенный, но трудный путь к созданию инновационного двигателя переменного тока. Ветеран Сандэнса Итан Хоук возвращается в интеллектуальном и увлекательном историческом байопике режиссера Майкла Алмерейды («Герой нашего времени», «Марджори Прайм»). В кадре — юридические баталии, предпринимательские столкновения и романтические интересы. Алмерейда рисует портрет человека, борющегося против системы своего времени.
«Многообещающая молодая женщина» (Promising Young Woman), Эмералд Феннел
Кэсси (Кэри Маллиган) ведет спокойную жизнь баристы, которая живет в доме своих родителей с тех пор, как бросила медицинскую школу. Она и ее дружелюбный босс Гэйл коротают дни в кафе. Однако то, как Кэсси проводит вечера, может шокировать. Мужчины, которые пересекают ее путь, находятся в серьезной опасности, поскольку красивая и жестокая Кэсси стремится исцелиться от прошлой травмы. Продюсер и сценаристка второго сезона сериала «Убивая Еву», Эмералд Феннелл дебютирует на Сандэнсе со своим полным метром. Для ее стиля характерны остроумие и переосмысление образа роковой женщины в современном мире.
«Перестроенный рай» (Rebuilding Paradise), Рон Ховард
Рано утром 8 ноября 2018 года начинается пожар в предгорье Сьерра-Невады. Дьявольский ветер раздувает тлеющий огонь, который оказывается повсюду, горит дом за домом, и это настоящий ад. Отчаявшиеся местные жители хватают самое ценное и прыгают в машины, надеясь сбежать. Оскароносный режиссер («Апполо 13») Рон Ховард заставляет зрителей испытать ужас и беспомощность беженцев из города с ироничным названием Рай. Восемьдесят пять человек погибают в результате того, что в конечном итоге становится самым разрушительным лесным пожаром в истории Калифорнии. В течение года выжившие из Рая справляются с общей травмой, переездом и неуверенностью в будущем. Медленно, но решительно, они начинают перестраивать свою жизнь и заново определяют ее смысл.
«Вивос» (Vivos), Ай Вэйвэй
В конце сентября 2014 года студенты из колледжа сельских учителей Айотзинапы подверглись жестоким нападениям со стороны полиции и других нападавших в масках, когда они путешествовали по городу Игуала, штат Герреро. Шесть человек были убиты, 43 студента — похищены, и о них больше никто не слышал. С тех пор семьи студентов жили в тревоге, борясь с психологическим и эмоциональным уроном от эндемического насилия, которое в настоящее время преследует мексиканское общество. Знаменитый китайский художник, режиссер и диссидент Ай Вэйвэй рассказывает об историях жертв Айотзинапы в медитативном ключе. Сосредоточив внимание на семьях, столкнувшихся со смертью и исчезновениями, Ай Вейвей при помощи визуальных средств выражает нерешенный гуманитарный кризис, совпадающий с известным инакомыслием против репрессивных правительств.
«А потом мы танцевали» (And Then We Danced), Леван Акин
После премьеры на Каннском кинофестиваля в 2019 году драма Левана Акина продолжает привлекать к себе внимание. Во-первых, она была выдвинута на «Оскар» от Швеции (Акин родился в Швеции, но имеет грузинские корни). Во-вторых фильм получил гран-при на Одесском кинофестивале в июле 2019, разделив награду с «Домой» Наримана Алиева. Напоминаем сюжет для тех, кто еще не видел. Одаренный танцор по имени Мераб прекрасно двигается, но его манеры приводят в ярость его тренера, который считает их слишком женственными. Мераб, однако, тихо бросает вызов не только своему тренеру, но и гиперконсервативным ограничениям своего сообщества. Аура опасности возникает, когда он встречает красивого нового танцора по имени Ираклий. Роман между этими двумя угрожает их карьере.
«Веселье» (Spree), Евгений Котляренко
Познакомьтесь с Куртом из @ KurtsWorld96. Он мечтает о том дне, когда он взберется на вершину империи социальных медиа. Но пока он еще не там. Сейчас он ездит в компанию Spree, которая ему нравится, потому что ему приходится целый день тусоваться с наркоманами. К счастью, Курт придумал идеальный способ стать вирусным. Он украсил свою машину камерами для непрерывной прямой трансляции. Девушка по имени Джесси Адамс, имеющая собственную вирусную программу, становится единственной надеждой зрителя положить конец заблуждениям Курта. Инди-режиссер Евгений Котляренко который родился еще в СССР, а живет в США, дебютирует на Сандэнсе со своей громкой сатирой о сумасшедшей одержимости социальными медиа. Предыдущие работы Котляренко американские кинокритики называли перспективными и сравнивали с фильмами Вуди Аллена.
«Ночной дом» (The Night House), Дэвид Брукнер
У Бет (Ребекка Холл) неожиданно умер муж, и она осталась одна в доме на берегу озера, который он построил для нее. Она изо всех сил старается не сдаваться, но ее беспокоят тревожные ночные призраки в доме. А суровый дневной свет смывает любые доказательства. Вопреки советам своих друзей, она начинает копаться в вещах мужа, пытаясь найти ответы. Жанровый новатор Дэвид Брукнер возвращается на Сандэнс с очередным хоррором, который отличается прекрасной игрой Ребекки Холл.
«Виталина Варела» (Vitalina Varela), Педро Кошта
В аэропорт Лиссабона прибывает Виталина. Ее встречает знакомая, чтобы сказать, что Виталина опоздала — ее муж был похоронен три дня назад. В трансе Виталина пробирается по темным переулкам в бедный район и заходит в кирпичную лачугу. Это и будет ее новый дом. Фильм-призер кинофестиваля в Локарно 2019. Особенность картины известного португальского режиссера Педро Кошты в том, что Виталина играет сама себя, показывая события своей жизни.
Коментарі