На грани: о чем говорит фильм Фатиха Акина
В украинском прокате идет фильм немецкого режиссера Фатиха Акина «На пределе» – драма об убийстве иммигрантов в Гамбурге.
Фильм начинается архивным домашним видео свадьбы Нури и Кати. Нури – курд, живущий в Германии, растрепанный и элегантный, бежит навстречу татуированной блондинке. С первых кадров Фатих Акин дает понять, что перед нами – современная семья, рожденная в Евросоюзе.
Шесть лет спустя Катя везет сына Рокко в офис Нури, чтобы встретиться с беременной подругой Бригит в турецких банях. Когда она возвращается назад, квартал оцеплен полицией; с ужасом Катя понимает, что с ее семьей что-то не так. Нури и Рокко убиты вследствие взрыва самодельной бомбы, прикрепленной к багажнику новенького велосипеда, припаркованного у офиса. Катя вспоминает, что видела молодую девушку, которая оставила велосипед. Два гроба, родители в слезах, похороны. Катя пытается забыться, закурив марихуану. Очень некстати в этот момент в доме появляется полиция, которая пытается раскрыть преступление.
Начать нужно, конечно же, с того, что родители режиссера Фатиха Акина – турецкие иммигранты, а фильм он снял под впечатлением от серии убийств, совершенных неонацистской группировкой, от чего погибли люди турецкого происхождения. Преступников в картине находят довольно быстро, но это – лишь начало длинного процедурала, в течение которого Катя узнает, от каких именно ран умерли ее муж и сын, а также знакомится с отцом подозреваемого, который на суде решительно настроен против собственного сына, обвиняя его в фашизме. Однако прошлое Нури нельзя называть безоблачным – он был наркоторговцем и отсидел четыре года в немецкой тюрьме. У Кати же при обыске полиция нашла траву. Можно ли верить показаниям такого ненадежного свидетеля, как Катя? Самый гуманный в мире немецкий суд отпускает неонацистов на свободу. И это – только конец второй части (фильм разделен на три смысловых блока: «Семья», «Справедливость» и «Море»). Дальше Катя, уже резавшая себе в ванной вены, совершает нечто еще более радикальное.
Новый фильм лауреата Берлинского («Золотой медведь» за фильм «Головой о стену») и Венецианского кинофестивалей, Европейской киноакадемии и премии «Гойя», прямолинеен и остросюжетен, как и все предыдущее творчество Фатиха Акина. Картину уже наградили «Золотым глобусом» и выдвинули на «Оскар» как «лучший иностранный фильм» от Германии. И этот фильм – именно то лекарство от болезней современной Европы, которая с каждым годом становится все праворадикальней.
Правительство Ангелы Меркель еще держится в Германии, и страна по-прежнему принимает у себя иммигрантов, но то в Берлине на прохожих наедет грузовик, то в Гамбурге взорвется бомба, а где-нибудь в Гейдельберге просто подкинут голову свиньи под мечеть. Нужно сказать, что эскалация конфликта идет с обеих сторон, но режиссер, как истинный сторонник демократии и европейских лозунгов о равенстве, становится на сторону иммигрантов (он и не может по-другому).
Фильм, дебютировавший в Каннах в прошлом году, даже номинировался на «Золотую ветвь», но звание «лучшей актрисы» получила только Диана Крюгер, сыгравшая в картине главную роль. Звезда «Бесславных ублюдков» как никогда убедительна в роли скорбящей и возмущенной жены и матери, потерявшей семью – настоящая «взрывная блондинка» в прямом смысле слова. Однако режиссеру следовало бы тщательней проработать детали. Несколько идеалистично показан быт этой турецко-немецкой семьи. Нури и Катя на зарплату бывшего зэка и мигранта живут в большом загородном доме с садом. Когда же Нури погибает, Катя не задумывается о том, как выжить материально, рассказывая подруге, что получила страховку. В итоге зритель не совсем понимает финальный выбор Кати. Уходя от материальной стороны вопроса, Акин показывает свободу чистого духа. Красиво, но часто ли так бывает в жизни?
Коментарі