Советские люди не смеются
В украинском прокате – фильм британского режиссера Армандо Иануччи «Смерть Сталина». Почему стоит идти на этот (запрещенный в России) фильм?
Москва, 5 марта, 1953 год. Оркестр играет адажио Моцарта, запись которого попросил сделать Иосиф Сталин. Концерт, как назло, не записывается. Зрителей вновь сажают на места, случайных прохожих загоняют в зал, но пианистка Мария Юдина отказывается играть еще раз. Предложив гонорар в двадцать тысяч рублей, ее заставляют вновь сесть за инструмент, но после концерта она засовывает в конверт с пластинкой записку, адресованную Сталину. В ней говорится, что Сталин убил всех родных и друзей Юдиной, и она желает ему скорейшей смерти. Прочитав бумажку, Сталин (Эдриан Маклафлин), подавившись, падает на пол. Услышав глухой звук за дверью, один из охранников робко предлагает заглянуть в комнату. Второй напоминает, что за это могут расстрелять. Иосиф Сталин лежит в луже мочи у себя в кабинете, пока утром к нему не вызывают Лаврентия Берию (Саймон Рассел Бил). За Берией появляются Никита Хрущев (Стив Бушеми), Георгий Маленков (Джеффри Тэмбор) и другие члены Политбюро. Начинается гонка за власть.
Армандо Иануччи – шотландский сатирик и телевизионный режиссер, а также выдающийся комедиограф. Самый известный из его телевизионных проектов – «Гуща событий», мокьюментари, высмеивающая работу чиновников современного британского правительства. Именно в этом шоу блистательно сыграл старшего пресс-атташе британского премьер-министра Питер Кальпади. По мотивам этого сериала Иануччи снял острую сатиру о британско-американских отношениях, художественный фильм «В петле», также псевдодокументальный. Сюжет запускается с фразы министра международного развития о войне, который неудачно высказался в одной из радиопередач. Мгновенно происходит целый каскад событий по обе стороны океана, где все стремятся начать войну на Ближнем Востоке. «В петле» немного смахивает на такую классику политического пиара, как «Хвост виляет собакой» Бари Левинсона (1997), но это только говорит о высоких стандартах политического юмора в исполнении Иануччи.
«Смерть Сталина» основана на графическом романе французских авторов Фабьена Нури и Тьерри Робена «Смерть Сталина. История, истинно… советская». Как говорят сами создатели комикса, они не выдумывали ничего, а описывали ужас исторической действительности, упустив некоторые самые жестокие детали. Впрочем, авторы не скрывают, что вдохновлялись «Доктором Стрейнджлавом» Стенли Кубрика.
Иануччи с группой сценаристов усилил сатирическую составляющую графического романа, попытавшись максимально приблизить экранную действительность к исторической реальности. Например, в интервью российскому изданию «Кольта» режиссер признался, что считает, что все «эти люди в советском Политбюро» действительно очень плохо выглядели, так как по работе им постоянно приходилось пить много алкоголя, а по ночам они не высыпались, потому что Сталин заставлял их смотреть кино. В фильме есть момент, когда Хрущев восклицает: «Да здравствует Джон Уэйн и Джон Форд!» Это действительно смешно (как и многое другое в фильме), потому что члены Советского Политбюро напоминают интеллектуальную редакцию культового французского журнала «Cahiers du cin?ma», фанатевшую от вестернов американского режиссера Форда. Удивительно, но это правдивый исторический факт.
Удивительно также и то, что фильм Иануччи запретили в России (в Беларуси по инерции тоже сняли с проката, но потом отменили запрет), отозвав прокатное удостоверение картины буквально за несколько дней до премьеры. Это вызвало волну либерального протеста в социальных сетях, а также ряд шуток по поводу того, что – как же, Сталин не умер, он живее всех живых. А когда министр культуры РФ Владимир Мединский обнаружил, что картину частично снимали в Киеве, то написал у себя в твиттере: «Как выясняется, англ. фильм «Смерть Сталина», показ которого ограничен почти во всех странах СНГ, снимался…в Киеве. Символично…» К гордости киевлян, картина «Смерть Сталина» действительно снималась в столице Украины. В частности, на ресурсе IMDB указаны такие локации, как здание Киевской городской государственной администрации на Крещатике и дом по адресу Олеся Гончара, 45б (остальные три локации для съемок, указанные ресурсом, находились в Лондоне).
Украинцы, конечно, могут посмотреть «Смерть Сталина» в кинотеатрах, но не стоит обольщаться по этому поводу: мы считаем себя более прогрессивными и смеемся над российской цензурой, одновременно запрещая «подозрительные» книги. 10 января Комитет государственного телевидения и радиовещания Украины запретил ввоз в страну книги «Сталинград» британского историка Энтони Бивера наряду с другими книгами российских авторов. «Я не способен понять, почему Украина это сделала. У меня нет никакой подсказки, потому что я не могу понять, какой там украинский аспект книги, кроме, скажем, грубых высказываний об украинской стороне со слов российских офицеров. Я просто процитировал то, что было в российских архивах. Поэтому я не могу представить, что именно они считают вообще антиукраинским в книге “Сталинград”», – прокомментировал ситуацию Бивер на «Радио Свобода».
Тут уж, как Мединский, стоит заметить: «символично», что пока в Украине запретили «Сталинград», в России именем Сталинграда запретили «Смерть Сталина». Действия амбивалентные, истинно советские. Остается посоветовать украинским зрителям поспешить на опальный фильм, чтобы постараться при помощи силы искусства вытравить из себя то советское, то мешает спокойно реагировать на правду истории.
Коментарі