Эли Граппе: «Я хорошо понимаю злость и одержимость своих персонажей»

Location scouting for "Olga" ©Lucie Baudinaud

Эли Граппе – 27-летний французский режиссер, член жюри 12-го Одесского международного кинофестиваля. Он изучал классическую музыку в Лионской консерватории в течение десяти лет, а потом учился в школе киноискусств Лозанны. На Каннском кинофестивале показали его фильм «Ольга», картина даже получила приз Prix SACD за лучший сценарий на юбилейной 60-й Каннской неделе критики. Фильм заинтересует не только любителей спортивно-политических драм, но и большинство украинских зрителей. Действие происходит одновременно в Украине и в Швейцарии. Юная спортсменка Ольга (гимнастка Анастасия Будяшкина) исступленно тренируется, в то время как ее мама, политическая журналистка, становится жертвой криминальных игр правительства Виктора Януковича. Когда случается Евромайдан, конфликт между интересами героинь обостряется. Наталья Серебрякова поговорила с Эли Граппе на Каннском кинофестивале о контексте фильма и методах работы режиссера.

Наталия Серебрякова: Почему Вы, французский режиссер, сняли фильм именно об Украине?

Эли Граппе: Я долго учился в музыкальной школе, потом в консерватории, снимал короткометражное кино в танцевальной среде. После окончания учёбы я делал документальный фильм про музыкальный оркестр, одной из главных героинь моего фильма была Ярина Тыньо, очень известная в Украине и мире скрипачка, и она мне рассказывала, что приехала в Швейцарию прямо перед началом Майдана.  Она описывала все, что происходило во время революции, состояние шока, в котором она находилась, как это на неё подействовало, что там происходило. Меня это очень тронуло, и мне захотелось об этом рассказать всем.

В этой теме я нашёл все точки соединения, которые меня интересовали, когда я думал о сьемках первого игрового фильма: снять страсть девочки-подростка, но поместить эту историю в контекст, где повышены ставки. То есть снять фильм не только о том, что она любит спорт и отдается ему полностью, но и добавить политический контекст, в котором это всё происходит; и задаться вопросом, что чувствует человек, когда находится вне своей родины, своего дома, в чужой стране, как он относится к тому, что происходит у него дома. Поэтому я начал очень много общаться с людьми из Украины, кинорежиссёрами, социологами, продюсерами, которые уже свели меня с теми, кто активно участвовал в протестах на Майдане. И когда я начал писать сценарий, познакомился с Настей, которая очень повлияла на написание истории. Во время подготовительного периода я где-то 15 раз ездил в Украину.

                               

Н. С.: Сколько времени у Вас ушло на написание сценария?

Э. Г.: Три с половиной года.

Н. С.: Как Вы нашли Настю?

Э. Г.: Сначала я поехал в Берн, столицу Швейцарии, там проходил европейский чемпионат по спортивной гимнастике, и я увидел Настю, которая участвовала в конкурсе, естественно, с национальной юниорской сборной от Украины. Потом я поехал в Украину, пришёл в олимпийский центр, увидел там Настю — в первый же раз, когда приехал, а я очень хорошо запомнил её ещё в Берне; но в олимпийском центре она была единственной, кто не посмотрела на меня – им всем сказали, что вот сейчас приедет режиссёр с командой из Швейцарии, и она единственная нас проигнорировала. Просто все повернулись в нашу сторону, всем было любопытно, а она одна упорно занималась, делала свои упражнения, у нее что-то не получалось, и это было очень трогательно… Так всё и началось.

Н. С.: Что Вы думаете о криминальной власти в Украине того периода, о котором снимали фильм?

Э. Г.: Для меня было очень важно выбрать период, который я хочу изучить, и я выбрал момент правления Януковича, который был именно преступником у власти, и это не подвергается сомнениям: многие были убиты, страна утопала в коррупциии. Я старался больше понять, что я сам думаю об этом времени, но также я понял, что большинство украинцев, с которыми я знакомился, обладают совершенно разными точками зрения. Эти противоречивые мнения помогли мне составить характер самого персонажа Насти.

Н. С.: Находились ли Вы в Киеве в период Майдана?

Э. Г.: Нет, меня тут не было, но когда мы с Яриной услышали новости, мы были шокированы тем, что происходило. 20 февраля я как раз смотрел новости, помню тот шок, который испытал, но сам в Киев я поехал только в 2016 году, и почти сразу же пошёл на Майдан Независимости.

Н. С.: Как Вы думаете, сейчас жизнь людей изменилась?

Э. Г.: Я не живу в Украине, мне сложно сказать. Я посещал Украину относительно недавно, но мне кажется, я нахожусь не в той позиции, в которой могу комментировать жизнь в Украине сегодня. У меня есть друзья, которые крайне критично относятся к Зеленскому как к политику, но при этом некоторые из них говорят «по крайней мере, это не как во времена Януковича», но этого недостаточно – война всё ещё идёт, криминал у власти никуда не исчез, и Крым всё ещё оккупирован. И для меня было бы очень неловко комментировать этот вопрос как-то иначе, ведь я не живу в Украине.

Н. С.: Есть ли у Вас личный режиссёрский метод работы с актёрами и актрисами?

Э. Г.: Что касается этого фильма – он наполнен гимнастикой и гимнастами, и с самого начала я понимал, что мне нужно будет работать с настоящей гимнасткой, а не с актрисой, потому что актрисы не способны выполнять такие элементы и трюки. И я понимал, что характер персонажа должен быть очень тесно связан с опытом самой гимнастки, но при этом она не должна играть саму себя: всё в фильме – выдуманная история, но при этом каждый герой вносит какую-то свою правду, свой опыт. И я понял, как сложно руководить и находить границы свободы для актёров в кадре, ведь эта свобода очень важна, так как она позволяет им быть собой, вносить больше красок в саму сцену и фильм, больше кинематографичности, которую невозможно описать в сценарии. Никто не сможет «написать Настю», то, как она показывает себя в фильме, это далеко за гранью любого таланта, который есть во мне как в сценаристе.

Н. С.: Знаете ли Вы кого-то из украинских режиссёров?

Э. Г.: Да, конечно, я знаю Катерину Горностай, Артема Юрченко – очень важного человека для моего фильма, он также снял невероятный документальный фильм во время Майдана, а сейчас готовит свой новый фильм, и я очень надеюсь, что Украина поддержит финансово создание этой работы. Артем был со мной от начала до конца – помогал с переводом для Насти, занимался изучением архивов вместе со мной, я хочу воспользоваться возможностью нашего интервью и поблагодарить Артема за всё, что он сделал для этого фильма.

Н. С.: Вы готовились стать музыкантом. Почему Вы решили стать режиссёром?

Э. Г.: Я начал смотреть фильмы в очень раннем возрасте. Фильм позволяет истории быть рассказанной, он помогает тебе окунуться в то, чего бы ты не смог заметить или ощутить, находясь в своей комнате. Кино – это вещь, которая очень плотно держит тебя у экрана своей зрелищностью, но при этом провоцирует другое видение жизни. Я смотрел все, от «Шрэка» до «Матрицы», между ними не было какого-то различия, мне просто нравилось поглощать всё. Я с трепетом вспоминаю прекрасный период DVD-проигрывателей, когда ты просто мог вставить диск с десятью фильмами, которые ты смотришь буквально постоянно, и пересматривать их снова. После всех тех фильмов, что я посмотрел, я очень серьезно отношусь к своим персонажам, к тому, насколько они увлечены своим занятием, они все по-своему очень злые, при этом они совсем не такие, как я – они не выглядят как я и у них совершенно другой опыт, но при этом я полностью их понимаю – их злость и одержимость.

Коментарі