Шесть фильмов о Майдане

Фото: Євген Гурський

Четыре года назад в Украине началась революция Достоинства. KORYDOR вспоминает шесть документальных фильмов, посвященных этой теме.

 

«Varta 1, Львов, Украина», Юрий Грыцына

Фильм медика по образованию и режиссера по призванию Юрия Грыцыны – о львовском Автомайдане, случившимся в феврале 2014 года. Активисты и волонтеры, таксисты и просто водители организовались, чтобы охранять улицы родного Львова в тот самый момент, когда правительство Януковича доживал в прямом эфире радиоканала Varta1 (откуда название фильма). Режиссер говорит, что, когда случайно услышал в интернете трансляцию этого канала, то просто поставил ноутбук на запись на несколько дней. В итоге он получил десятки часов аудиозаписи переговоров львовских автомайданщиков. Через год Грыцына поехал во Львов и снял на VHS изображение для фильма – нетрадиционный нетуристический город, спальные районы, заброшенные площадки, ободранные заборы и раздолбанные дороги. Эффект от всего этого получился потрясающий. Примерно так, как будто смотришь «С востока» Шанталь Акерман (картина, снятая в девяностые на территории постсоветских пространств), и при этом слушаешь трансляцию футбольного матча из фильма «Вторая игра» Корнелиу Порумбою.         

«Все пылает», Александр Течинский, Алексей Солодунов и Дмитрий Стойков

Все три режиссера – фоторепортеры, и работали во время Майдана для разных изданий. В частности, Течинский делал фото и видео для немецкой газеты Frankfurter Allgemeine Zeitung. Этот фильм с размаха бросает зрителя в гущу революционных событий, когда все горит, бьется, трещит, а камера несется по мощенным брусчаткой улицам и, мастерски зная свое дело, записывает процесс. У режиссеров были терабайты отснятого материала, в итоге получился примерно часовый фильм, смотреть который невозможно со спокойным сердцем. Интересно, что это первое украинское документальное свидетельство тех событий, снятое с двух позиций – со стороны Майдана и со стороны «Беркута». При этом один из режиссеров случайно оказался среди вначале отступавших, а потом наступавших силовиков, и снимал все, что впоследствии с успехом пригодилось. Ценой этого марш-броска была разбитая «беркутом» камера, когда милиция избивала ногами на смерть одного из активистов Майдана.

Однако фильм получил много противоречивых и критичных оценок со стороны зрителей разной степени национального самосознания. Ведь в нем нет хороших или плохих героев, есть только фиксация народной войны, которая сжигает за собой мосты прошлого. Впечатывается в память сцена с разрушением памятника Ленину, когда один седой, хорошо одетый мужчина очень долго не может оторваться от останков монумента, обнимая памятник. «Ваше коммунистическое время закончилось», – говорят ему, а затем силой уводят в машину психиатрической скорой помощи. Также есть еще один сильный момент, когда священники идут с непокрытой головой против пуль беркута, призывая прекратить стрельбу.

«Чечен», Беата Бубенец

Герой этого фильма российской режиссерки Беаты Бубенец – чечен по национальности. Его зовут Руслан, у него убили брата, и он хочет отомстить Путину за свою родину, поэтому приехал на Майдан участвовать в революции. Беата приехала из Москвы в Киев, когда стало понятно, что Майдан – это надолго. Однако нашла своего героя не сразу, в период относительного затишья он находился в палатке «афганцев». Фильм логически разделен на три части: Майдан, Крым, батальон «Айдар». Вместе с Русланом зритель передвигается по горячим точкам Украины. Главное в этом фильме ученицы школы Марины Разбежкиной – это, конечно же, персонаж. Авантюрный, неоднозначный, не всегда говорящий всю правду, любитель приукрасить – Руслан является тем небольшим винтиком, творящим перемены в нашей стране. Подкупает его искренность и желание нравиться. В фильме он кричит вначале «Слава Украине!», потом «Слава России!», потом «Аллах акбар!». За кого он, за Украину или за Россию? Руслан сам отвечает: «за Украину и за Россию без Путина». В конце фильма мы видим его, еще более взволнованного, в доме любимой женщины-волонтерки, которая нашла его, когда он лежал в киевской больнице с проломанным черепом. «Чечен» – это суровый док с лирическим финалом.

«Варя», Алена Полунина

Варя – обычная учительница математики из России. Побывав диванно-майданной патриоткой в феврале, весной она решила отправиться в Украину и лично познакомиться с друзьями из фейсбука. Прокат фильма Алены Полуниной был запрещен в России. Ее героиня Варя очень искренне сочувствует украинцам, передвигаясь между Киевом, Одессой, Винницей. Она буквально внемлет речам своих новых друзей из Правого Сектора и одной из майданных активисток, которую Варя называет Душа Украины. Но не все так гладко: в Виннице она попадает под град обвинений прохожих за то, что, она, дескать, москвичка, приехала в Украину. Фильм Полуниной не является каким-то откровением для украинского зрителя, однако, это очень интересный взгляд со стороны на украинскую революцию и ее участников. Вернувшись домой, Варя собирает друзей и проводит либеральную политинформацию среди знакомых.

«Майдан», Сергей Лозница

Гей, погину я в чужім краю,

Погину я в чужім краю.

Хто ж ми буде брати яму?

Хто ж ми буде брати яму?

 Гей, виберут ми чужі люди,

Виберут ми чужі люди.

Ци не жаль ти, мамко, буде?

Ци не жаль ти, мамко, буде?

 Гей, якби ж мені, синку, не жаль?

Якби ж мені, синку, не жаль?

Ти ж на моїм серцю лежав,

Ти ж на моїм серцю лежав.

Эта закарпатская песня звучит в фильме Лозницы. В феврале 2014 года она была неофициальным гимном Майдана, она звучала на похоронах всех убитых. Впервые же «Плине кача по Тисині» заиграла на площади Независимости в Киеве, когда хоронили первую жертву – белоруса Михаила Жизневского. Сергей Лозница как раз собирался снимать документальный фильм «Бабий Яр», когда в Киеве началась революция Достоинства. Можно подумать: режиссер вовремя воспользовался ситуацией, чтобы представить потом в Каннах актуальный политический сюжет. Но, кажется, получившийся фильм – не циничный расчет, а работа человека сочувствующего. Снимая документальную хронику майдановской толпы, Лознице удалось передать саму украинскую сущность наивной патриархальной страны. В фильме зрители видят простых мужчин и женщин в теплых куртах, которые каждый день ездят в маршрутках, торгуют на соседнем базаре овощами  и ходят за хлебом в магазин за углом. Это и есть герои Майдана. У них есть дети, некоторые привели их с собой на площадь. Небольшая детская музыкальная группа «Будимир» выступает со сцены, поет рождественский гимн. Голос очень старенькой столетней бабушки говорит в микрофон на весь Майдан о том, что она сегодня плакала и молилась за украинский народ. Можно говорить о том, что Лозница эксплуатирует образ бабушки. Или бабушку эксплуатируют политики, затащив на сцену Майдана. Но за этими фасадами бесконечной эксплуатации прорастает мощное первобытное начало – человеческой толпы, жаждущей справедливости.  

«Пленники», Владимир Тихий

Главный герой «Пленников» – молодой харьковский биолог Александр Клочко, активный участник протестов. Во время Майдана ему было 19 лет. Фильм – не просто документация жизни молодого активиста, он имеет особенный сюжет. Саша пытается найти солдата внутренних войск, с которым он пересекся в день расстрела Майдана в Октябрьском дворце. Этого солдата он так и не находит, режиссер пририсовывает в конце дока анимированный финал, в котором воображаемый солдат и Саша встречаются, пьют чай, катаются на мотоцикле.

Это фильм – компромисс как для сторонников Майдана, так и для его противников. В экскурсии Александра по Межигорью в начале фильма кто-то может увидеть ненавистный дворец Януковича, который должен быть уничтожен, а кто-то – волшебную усадьбу с павлинами. Некоторую скандальность фильму придает герой по имени Иван Бубенчик. Львовянин, ничуть не смутившись, рассказывает на камеру, что утром 20 февраля он убил из автомата двух командиров силовиков, а еще нескольких ранил в ногу. В связи с этим фильм даже немного придерживали перед выходом в прокат, опасаясь российской контрпропаганды. Однако «Пленники» – не столько острый, сколько атмосферный фильм о майданных мечтателях.

Коментарі